Open
Close

Открытое занятие ср группа экология. Конспект НОД по экологии в средней группе. Тема: «В мире насекомых». план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Стихотворение «Живи, елочка!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 18»


Конспект интегрированного НОД по экологии в средней группе

«Берегите природу!»

Воспитатель: Воинова Е.В.

г. Бакал 2017 г

Цель : - формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи :

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе; Передавать образ ежа (экспериментировать с материалом для изображения колючей « шубки»).Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, сон-трава.

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание , память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Методы : практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы: -

Погружение в игровую ситуацию; - беседа;

Групповая, коллективная работа; - звуковая и эмоциональная модуляция; - труд в природе; - релаксация, динамическая пауза,

Создание проблемной ситуации.

Предварительная работа:

Прогулки.

Уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); - чтение стихов и рассказов о природе,

Рассматривание иллюстраций леса, природы.

Раскрашивание экологических знаков;

Беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия») и подвижных игр

Игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);

Релаксация «Звуки леса»

Изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.

НОД с презентацией «Первоцветы»

Проект «Дерево»

Лэпбук « Деревья нашего края»

Лэпбук «Береги свою планету»

Чтение «Десять заповедей тетушки Совы»

(правила поведения в лесу)

Устанавливали экологическую цепочку

(цветы-насекомые-птицы)

Игра «Чья тень» (силуэты цветов-первоцветов)

Рассматривание ежа на картинках, презентация о ежах.

Совместное с детьми изготовление макета березы и гнезда для птиц.

Игра «Четвертый лишний» на закрепления названия цветов-первоцветов.

Индивидуальная работа: продолжать учить Савелия отвечать на вопросы, проговаривая ответ четко, громко.

Материалы и оборудование : экологические знаки, аудиозаписи « весенний лес»,психогимнастика «Как растут деревья», аудиозапись игры «Здравствуйте» макеты деревьев, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, магнитофон, солнышко, макеты подснежников, одуванчиков, сон-травы, ежиха, ежата из пластилина без иголок по количеству детей, иголки для ежат, макет леса, ширма, медвежонок, ковер-самолет с заплатками (нарисованные первоцветы одуванчики, подснежники, мать -и –мачеха), ранец, одноразовые перчатки, волшебная коробочка, медали защитники леса, бинт, гнездо с птицей, насекомые, пеньки деревьев, тропинка.

Ход НОД.

1 часть. Проводится в группе. В группе приготовлены запрещающие знаки, стоящие на столе, стоит ширма с медвежонком, на столе приготовлены ранец, вещи,которые надо взять в лес, ковер-самолет, на подносе заплатки для ковра-самолета.

Дети входят в группу.

Воспитатель : - Ребята, давайте поздороваемся.

Проводится игра « Здравствуйте! » (под аудиозапись)

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, ребята! Всем привет!

Из-за ширмы появляется медвежонок говорит:

«Внимание! Внимание! Срочно!!! У нас в лесу случилась большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель:

Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.

Давайте, поможем спасти животных и растений!

Кто-то нарушал правила поведения в лесу.

А вы знаете правила поведения в лесу?

Воспитатель подводит детей к знакам-

Правилам поведения в лесу.

Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.

Предлагаю взять в лес рюкзак и взять только самое необходимое для помощи лесным жителям.

Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.

Дети предлагают свои варианты.

Выбирают пакеты для мусора.

Дети продолжают отбирать предметы:

мяч, игрушка, перчатки одноразовые.

Дети берут с собой перчатки.

Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения?

Дети: да.

Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?

Дети говорят предположения и берут знаки с собой.

Рюкзак собран, еще раз уточняем, что нам пригодится в походе.

Нам надо быстро отправиться в лес.

Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте».

Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде цветов-первоцветов.

Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.

(на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик). Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).

Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.

Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:

Наш ковёр по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Унесет нас до небес,

Попадём на нём мы в лес!

2 часть проходит в музыкальном зале.

Воспитатель:

Вот мы и прилетели в лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?

(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: Одним словом - мусора.

Воспитатель: Правильно. Что же делать, как помочь лесу?

Давайте уберем весь мусор на полянке.

И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

(Очищают лес от мусора).

Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети : Нельзя в лесу оставлять мусор.

(Дети ставят знак в лесу).

А что ещё вы заметили, ребята?

(Веточка у берёзки сломана).

Что же нам нужно сделать?

(Полечить берёзку).

Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.

Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак).

Сразу включается запись звуков леса.

Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!

Что вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?

(Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Давайте представим с вами, что мы маленькие семена, которые упали в землю.

(включается запись психогимнастики)

Психогимнастика « Как растут деревья »

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.

Их становится все меньше и меньше.

(выключается запись леса, становится тихо)

Какой знак нужно поставить здесь?

(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Лес опять молчит.

Ребята, лес опять грустит, и птички не поют.

Как вы думаете, почему так произошло?

Да, похоже у нас ещё одна проблема в нашем лесу - животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ставят знак, запрещающий брать животных домой.

Ой, посмотрите, здесь маленькие ежата, они убежали от плохих людей, но они потеряли иголки. А для чего ежам иголки?

Давайте поможем им.

(дети выкладывают иголочки ежикам)

Молодцы, помогли ежатам,

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, как красиво! Можно ли рвать цветы? Почему?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспитатель: Давайте поставим знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть.

(Включается запись звуков леса).

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: Птицы песенки запели.

Воспитатель: Надо природу беречь!

Ребята, мы справились со всеми заданиями.

Посмотрите, как в лесу стало светло.

Воспитатель находит под деревом коробочку.

Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, медвежонок нам оставил.

Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»

Дети получают медали.

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!

Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад №7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми средней группы

по экологии

«В гости к деревьям»

Воспитатель средней группы№2

Цывунина Алена Леонидовна

2015 год

Цель: Закрепить знания о лесе.

Задачи:

    О: Учить детей различать виды хвойных и лиственных деревьев (ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.

    Р: Закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

    В: Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, к природе, научить видеть их красоту и неповторимость.

Материал и оборудование: письмо старичка – Лесовичка, схемы, лупы, подарки для дерева приготовленные детьми (капельки дождика, солнышко, кормушка, бабочки, птицы, ветер, стихи о березе, сюрприз).

Активизация словаря: весна теплая, веселая, солнечная, радостная, листья, иголки, шишка, сережки, кора гладкая, твердая, мокрая, корень, ствол, ветки, семена, солнце, вода.

Ход:

Ребята входят в группу, здороваются с гостями.

В : Ребята, давайте вспомним наш девиз:

« С голубого ручейка начинается река.

А наша дружба и занятие начинается с улыбки»

В: Ребята, а вы любите лес?

А что это такое?

А как нужно вести себя в лесу?

А кто может охранять и оберегать лес?(лесничий)

А кто может еще охранять?

А как надо вести себя в лесу?

(появляется на экране Лесовичок)

В: Ребята, а вы знаете почему его так зовут?

Потому что он родился и рос в лесу. Он следит за порядком в лесу.

В: Ребята! Сегодня хозяин леса– старичок – Лесовичок прислал письмо, в котором приглашает нас в гости. Вот оно.

Письмо Старичка – Лесовичка (ролик)

Дорогие мои маленькие друзья!

Я очень рад вас видеть. Я, Лесовичок хозяин волшебного леса, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот и я попросил их придумать для вас задания. Вы отыщите их в письме.

Я также слышал, что вы для березок приготовили подарки, она их очень ждет. Итак, в путь! Желаю вам удачи. Я буду за вами наблюдать.

Ваш любимый старичок – Лесовичок.

В:- Ну, что ребята, хотите попасть в волшебный лес?

Д: Да.

В: - Давайте вспомним, какие деревья нам могут встретиться в лесу?

Д: Ели, березы, сосны, рябины.

(Ролик о лесе).

В: Деревья вы знаете.

В: Вот и у нас в нашем лесу есть березка. Давайте поздороваемся: обнимите березку крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола) она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.

В:- Вы согласны?

Д: Да.

В:- Как вы думаете рада березка весне? Почему?(ответы детей)

В:- Какое у неё настроение? (веселое, радостное, солнечное, хорошее). Работа со схемами.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: какая она (гладкая, мокрая, твердая, красивая, прохладная)

Какого цвета ствол? (белый, с черными полосочками)

Какой ствол? (тонкий, прямой, высокий)

Как можно проверить, что он тонкий? (ребенок обхватывает ствол руками)

Чем мы похожи с елью? Работа со схемой.

На экране ель: один ствол, покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, которые увеличиваются книзу. Все ветки покрыты зелеными, колючими иголками.

Чем похожи?

Чем отличаемся?

Корень

Ствол

Кора гладкая, шершавая Ствол белоствольный, золотистый

Ветки

Листья, иголки

Семена

Сережки, шишки

Чтобы росли нужно - свет, тепло, вода, воздух, почва.

Березовый сок, смола

В:- Да, действительно у ели и березы есть кора, ствол, ветки. Но есть и различия, которые вы назвали? (ствол разный кора, листья, иголки ит.Д.)

В:- Ребята, а сейчас я вам предлагаю с помощью лупы рассмотреть черные полоски у березы (рассматривание черных полосок у березы, через которые дышит береза).

Появляется старичок – Лесовичок(ролик).

Ребята, я знаю, что вы нарисовали полезные подарки для березы.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.

Я дарю тебе птицу, она будет другом и спасет тебя от гусениц.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

Я дарю тебе зеленый листик, чтобы ты была красивой.

Я дарю тебе кормушку, что к тебе прилетало много птиц.

Я дарю тебе землю, чтоб ты лучше росла.

Я дарю тебе бабочку, чтоб она тебя украшала.

Я дарю тебе ветер, чтобы он разносил семена, и выросло много деревьев в городе.

Дети по очереди читают стихи о березе, о ели.
1. Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

2. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

3. Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.

И березки и рябинки.

Скучные стоят.

Только ель одна

Весела и зелена,

Ей мороз и дождь не страшен.

Смелая она.

Л:- Ну, ребята порадовали вы меня старичка. Слышу и деревья довольные.

А как вы думаете интересно быть деревьями? Хотите попробовать?

Игра «Я дерево – мама!»

В: - Я буду изображать дерево, а вы – летающие семена.

Звучит «Весенняя музыка».

Воспитатель:

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве – маме мы долго висели,

Вдруг ветер подул, и мы все полетели (дети под музыку разлетаются, музыка заканчивается, дети изображают деревья).

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам легкие крылья летать помогают, Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля – это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком

Нам дерево – мама помашет в ответ

Как стать нам большими, не даш ли совет?

И дерево – мама, качаясь, шумит,

Советы, давая, листвой шелестит.

Л:- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?

А теперь - мой сюрприз!

В: Лесовичок угощает детей лесными орехами. Я буду вам давать орех и задавать вопрос, а вы должны ответить.

Как нужно вести себя в лесу?

Назови хвойные деревья?

Какое ты знаешь лиственное дерево?

Кто охраняет лес?

Чем отличается береза от ели?

Смогут без воды жить деревья?

Старичок – Лесовичок прощается с детьми.

Список использованной литературы:

Экологический проект «Моё дерево» Н.А.Рыжова М.: «Карапуз -дидактика», ТЦ «Сфера», 2006 г

С.Н. Николаева.Методика экологического воспитания в детском саду.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.

Средней группы.

Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,

Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,

Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».

Динамическая пауза «Круговорот воды».

Задание №2.

Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №8 «Светлячок»

г. Карачев Брянской области

НОД по экологии в средней группе

« Природа наш друг ».

Провела: воспитатель Лукичева С.А.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных
и птиц.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Материал: иллюстрации с изображение деревьев, животных, птиц; лучики из бумаги, солнышко; запись «Голоса леса».

Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.

Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Сюрпризный момент.

Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

Тогда слушайте:

«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!

Ну что ребята, поможем лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на машине.

Превращаемся в шофёров

Качайте шины: ш-ш-ш-ш

Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с

Заводите мотор: д-д-д-д

У-у-у! Поехала машина.

Машина. Машина идёт гудит,

В машине, в машине шофёр сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали, дети! Машина, стой!

Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.

Иллюстрация полянки.

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

Задание 1:

Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)

А сейчас какой период? (поздний)

Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)

Задание 2:

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

Как вы думаете, дерево живое? (да)

Почему? (Оно растет, дышит, питается)

Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичек спиливает.

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Мы выполнили второе задание.

Появляются два лучика.

Задание 3:

Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные)

Иллюстрации с изображением диких животных.

Лапу кто зимой сосёт?

А ещё он любит мёд.

Может громко зареветь,

А зовут его … (медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут её. (лиса)

Маленький, рыжий зверёк,

По веткам прыг-скок. (белка)

Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков
и червяков. (ежик)

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правило надо соблюдать по отношению к диким животным?

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

Не будем обижать лягушек;

Не разорять птичьи гнезда и звериные норы;

Не будем ловить диких животных и уносить их домой;

Не будем стрелять в птиц;

Не будем разводить костры;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочередно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверят,

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

Задание 4:

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Назовите основные причины по которым птицы улетают? (отсутствие еды и холод)

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

Таких птиц называют? (зимующие)

Иллюстрации зимующих птиц.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей

Кто там скачет? (воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- зовут ее. (ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени (синичка)

Эта птичка так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, болобока

А зовут ее. (сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели

На рябину посмотри-

Там расселись(снегири)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас
в селе? (подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу.
На столах у вас тарелочки с пластилином. Ребята, возьмите комок пластилина и разделите на мелкие кусочки. Затем круговыми движениями скатайте зернышки для птичек.

Молодцы.

Появляется четвертый лучик.

Задание 5:

Ой ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

Появилось пять лучиков и солнышко.

Молодцы ребята!

Все задания выполнили правильно.

Воспитатель

Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

Что мы делали в лесу?

Помогли лесовику очистить лес. Мы помогли лесовику, за это он нас угостил сладостями.

Спасибо!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

  • Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.
  • Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.
  • Закрепить знание детей геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
  • Вызвать интерес в рисовании на камнях.

Демонстрационный материал: используя кукольный театр, дом круга - колобок, дом прямоугольника - паровозик, дом треугольника - ёжик. Ковёр самолёт, воздушные шары, поляна подснежников, паровозик, ёлочки высокие (2) и низкие (1). Дикие животные (игрушки): зайчиха, медведица, лисонька, белочка. Косынки треугольной формы (4).

Раздаточный материал: картофель разного размера, блюда большое и маленькое, на прямоугольниках - картинки домашних животных, разрезанные на четыре части. Гуашь, кисточки, камни разных размеров.

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель обращает внимание, какие все дети красивые и нарядные. Сегодня дети, мы отправимся в сказочное путешествие, полетим на ковре-самолёте. Все дети садятся на ковёр-самолёт (большие пазлы). Закрывают глаза (звучит музыка).

Мы прилетели, ковёр - самолёт приземлился.

Отгадайте загадку: "Тает снежок, оживает лужок. День пребывает, когда это бывает?" (Весной).

А какое время года на дворе? (Весна).

Мы пришли с вами на лесную поляну, что вы здесь увидели? (Цветы - подснежники).

В какое время года появляются подснежники? (Весной).

Ещё не весь снег растаял, но появились подснежники. Почему этот цветок называют подснежником? (Они растут под снегом).

Подснежники какого цвета? (Белые, голубые по краям).

Сколько выросло подснежников? (пять).

Какая красивая поляна подснежников.

Ребёнок читает стихотворение "Подснежник" (Л. Герасимова).

"На лесной полянке
Море из цветов
Расцвели подснежники
После зимних снов."

Но чтобы цвели подснежники, что для этого нужно? (солнышко, тепло).

Продолжаем наш путь. На пути мы увидели письмо, а в письме загадка:

"Зайка нам рисует сам,
Сколько важного вокруг.
Мячик, солнышко, кольцо.
И арбуз, и колесо". (Дети называют круг)

Мы пришли к домику колобка. Появляется из-за домика колобок (кукольный театр).

Здравствуйте дети, я рад, что вы пришли ко мне в гости. Дети, а колобок какой формы? (Круглой).

Колобок вам загадает загадку, а вы отгадайте:

"Неказиста, шишковато, а придёт на стол она. Скажут весело ребята, ну рассыпчата, вкусна." (Картофель).

Дети, где растёт картофель? (В огороде).

Какой формы картофель? (Круглой).

По величине одинаковые? (Большие, маленькие).

Помогите разложить большой картофель на большое блюдо, маленький на маленькое блюдо. (Ответы детей: 2 больших, 2 маленьких).

Колобку понравилось, как вы выполнили задание. Картофель - очень полезный овощ. Какие блюда из него можно приготовить? (Дети называют).

Много труда люди вкладывают, что бы собрать хороший урожай картофеля. Что для этого необходимо? (Чтоб было тепло, грело солнце, дождик полевал). Колобку понравилось как вы отвечали, работали. Прощаемся с колобком и продолжаем свой путь.

Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. К каждому детскому стулу привязан воздушный шар. На одном из них конверт. Почему то наши шары не поднимаются. В конверте задание: назовите пословицы и поговорки о природе. (Ответы детей).

"Лес - богатство и краса, береги свои леса"

"Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте"

"Много леса - не губи, мало леса - береги, не леса - посади".

Кто природу губит, тот свой край не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Вы правильно назвали пословицы и поговорки. Воздушные шара полетели (Музыка).

Ну вот наши воздушные шары опустились на землю около домика. Паровозик встречает детей и загадывает загадку:

"Вот сжали котики квадрат,
Он этому совсем не рад,
И видно всем, как он теперь,
Похож на книгу и на дверь." (Прямоугольник)

Молодцы дети, что отгадали загадку паровозика. А теперь помогите ему пожалуйста. У него разбежались вагонщики с пассажирами, давайте мы их соберём. (Дети собирают прямоугольники, разрезанные на 4 части)

А кто, дети, на прямоугольниках? (кошка, собака, корова, телёнок, лошадь, овца, коза, свинья)

Какие это животные? (Домашние)

А почему мы говорим, что домашние животные? (Они живут рядом с человеком)

Какую пользу приносят человеку животные? (Корова - молоко, кошка - ловит мышей, собака - дом охраняет, коза - шерсть, молоко, свинья - мясо).

Мы помогли паровозику, собрали все его вагончики с домашними животными. Теперь весёлый паровозик отправиться в путешествие. И мы с вами продолжаем свой путь.

Физ.минутка "Лесная лужайка" (Ходьба с высоко поднятыми коленями)

Мы к лесной лужайке вышли.
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.

На пути дети увидели письмо. А в нём загадка:

"Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три" (Треугольник)

Молодцы дети, вы правильно отгадали загадку. Мы с вами пришли на лесную лужайку. А вот и домик ёжика. Какой он формы? (Треугольной)

Появляется ёжик (Кукольный театр)

А по высоте они одинаковые? (Разные. 2 - высокие, 1 - низкая)

Какого цвета ёлочки? (Зелёные)

Какие все ёлочки красивые. Под ёлочками сидят зверята. Назовите? (Зайчиха, медведица, белочка, лисонька)

А сколько их всего? (4)

Какие это животные? (Дикие)

А почему дикие? (Живут в лесу)

Они какие-то грустные. Что бы им подарить? Знаете дети, ёжик в своём домике открыл швейное ателье. Давайте попросим ёжика, сшить для зверят косынки. Какой они формы? Треугольной. Дарим зверятам косынки. Теперь животным хорошо в лесу. Можно спрятаться от любой опасности под ёлочкой и примерить красивые косынки. Нам пора возвращаться в д/сад. Мы много с вами путешествовали. Совершили много добрых дел.

(Узнали, что первые цветы появляются подснежники, помогли колобку разобрать картошку, паровозику - собрать домашних животных, диким животным подарили косынки, рассмотрели ёлочки и вы правильно назвали геометрические фигуры)

Но чтобы всё росло, радовались домашние и дикие животные, что для этого необходимо? (Грело и светило солнышко).

Давайте позовём солнышко.

"Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко,
Солнышко, солнышко,
Посвяти немножечко.
Солнышко покажись
Красное нарядись."

Каждый день солнышко выходит, что бы обогреть землю. Какой формы солнышко? (Круглое)

Что дарит нам солнышко? (Лучики)

А сейчас пройдём к столам. Рассмотрите свои камни, потрогайте. (Дети ощупывают камни). Как вы думаете у вас камни одинаковые? (Конечно разные). Какие они по величине? (Большие, маленькие)

Какие ваши камни на ощупь? (Гладкие)

Мы с вами приглашали солнышко в гости. А давайте нарисуем солнышко на камешкам. (Дети рисуют. Играет музыка)

Какое солнышко красивое у всех получилось. Распрямило солнце свои золотые лучики, вдохнуло в себя свежий воздух и всем улыбнулось. Дети вам в подарок солнышко-кулончик. Пусть оно вас согревает и радует.