Open
Close

Описания развивающей среды и их характеристика доу. Комфортная предметно-развивающая среда в доу. Характеристика организации комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ

Письменная характеристика
компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя МБДОУ д/с №20 Боушевой Натальи Альбионовны

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мира, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому, создавая предметно – развивающую среду в своей группе учитывала особенности развития каждого ребенка. Создала в группе атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми. Организовала расположение всех вещей и предметов так, чтобы каждый из них выполнял свою функцию. Учитываю особенности в развитии детей «то, что они ведут себя по принципу «вижу и действую». Так как выбор ребенка состоится только в том случае, если перед ним будет открыто все. Поэтому весь материал для игровой и образовательной деятельности находится в доступных, удобных для детей местах. На данный момент, работая в группе среднего возраста, при создании среды учитываю, то, что в этом возрасте происходит переход от предметной к игровой деятельности. Развивающая среда моей группы содержит все виды деятельности, соответствует возрасту детей. Я придерживаюсь того, чтобы не забывать, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. В соответствии с этим принципом в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-бежевой гамме, которые создают ощущение тепла, солнечности, простора и легкости. Вся мебель групповой комнаты имеет нежный цвет, которая очень удачно гармонирует с общим интерьером группы. Все это формирует эстетический вкус дошкольников. Учитывая все принципы построения предметно – развивающей среды, создала уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности.
- «Играй-ка» - центр сюжетно – ролевой игры
Расположен в группе на коврах, занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
- «Мы спортсмены» - центр физической культуры;
На стелаже собран физкультурный инвентарь изготовленный родителями и приобретённый (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
- «Талантливые ручки» - центр художественно- творческой деятельности;
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков.
Гуашевые, акварельные краски.
Фломастеры, карандаши простые, цветные, восковые мелки
Пластилин, солёное тесто, глина.
Бумага разного качества, структуры, цвета, картон.
Кисти №2,3,5,9, палочки, стеки, ножницы.
Трафареты по изучаемым темам.
Клейстер.
Доска для рисования мелом, маленькие доски для индивидуальной работы.
- «Мы – экологи» - центр природы;
Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения. На территории ДОУ имеется огород, цветники.
Зелёный уголок « с комнатными растениями по программе, огород на подоконнике
Лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, кисточки, салфетки, фартуки.
Природный материал: песок, камушки, ракушки, различные семена и плоды, листья (сезонный материал)
Плакаты, календари природы и погоды
Альбомы о природе и временах года, животные, растения, цветы.
Природоведческие книги.
Экологические игры « Живая природа «, « Времена года «, « Можно и нельзя», «Кто где живёт», «Овощи, фрукты» .
Поделки из природного материала.
Набор « Гербарий»
Лото « Кто где живет? « , « Весёлые зверята» .
Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края.
- «Мы – исследователи» - центр экспериментирования (здесь имеется все необходимое для проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом и др.)

Лаборатория по экспериментированию (мензурки, колбочки, палочки, воронки, лупы, прозрачные стекла, песочные часы, пипетки. шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломка для коктейля разной длины, микроскопы)
Пробирки, пипетки, колбы.
Дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока.
Календари природы и погоды, карта мира.
Коллекции, лупы разных размеров, магниты.
Мелкие игрушки « Киндер – сюрприз «, палочки, пластилин.
Природный материал, бросовый.
Данный центр предназначен для развития интеллекта и представлений об окружающем детей.
- «Здравствуй, книжка! » - центр книги по тематики недели) ;
В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Стеллаж для книг.
Стол, 2 кресла, диван.
Детские книги по программе, любимые книги детей.
Детские журналы.
Детские энциклопедии, книги по интересам.
- «Весёлые нотки» - музыкальный центр
Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
- «Театральный центр»
Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.
(здесь имеется телевизор, музыкальный центр с DVD- плеер,)
«Маленькие строители» - центр конструирования;
- Различные виды мозаик и схемы выкладывания узоров.
Конструкторы « Лего» и « Строитель»
Разрезные картинки, пазлы.
Дидактические игры (лото, домино, наборы картинок)
Игры для индивидуального развития (шашки, шахматы. кроссворды, лабиринты).
Блочный конструктор, мягкие модули.
Игра « Танграм»,
Данный центр предназначен для развития умения ориентироваться в пространстве и пространственного воображения.
«Знайки» -учебный уголок.
Включает в себя магнитные и меловые доски,компьютеры, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.
- В центре « Хозяюшка « находятся:
Набор посуды.
Муляжи фруктов.
Доска разделочная, разнос.
Ступка, пестик, лопатка.
Фотографии для дежурных.
Комплект салфеток.
Фартуки и колпаки.
Литература с рецептами.
Комплект для уборки со стола (савок, щётка)
- В центре «Дорожного движения «находятся:
Макет «Дорожного движения».
Железная дорога.
Набор самолётов.
Набор машин.
Мотоциклы.
Дидактические игры: « Дорожные знаки «, « Азбука безопасности»
Комплект сюжетных картинок « Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников»
Плакат « Детям о правилах дорожного движения».
- «Мир под ручкой» - центр сенсомоторного развития;
Мною были изготовлены «Тактильные мешочки» наполненные крупой, песком, ватой, камушкам, шумовые коробочки для развития фонематического слуха. Игра найди коробочку с таким же звуком.
«Тактильные мешочки»
«Чудесный мешочек»
Дощечки (цвет)
Термометр для воды
Шумовые коробочки
С целью индивидуализации педагогического процесса организовала
- «Уголок именинника» - где создается праздничная атмосфера с помощью кресла именинника
- «Мое настроение» - где каждый ребенок может отметить свое эмоциональное состояние в течение всего дня. Для этого я изготовила «человечков» из больших пластилиновых яиц, со специальными прорезями для помещения в них бусин в соответствии с настроением.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободной деятельности в каждом центре, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.

Предметно-развивающая среда включает в себя четыре компонента: содержательный, материальный, организационный и личностный.

  • 1. Совместная игра конструирование (сюжетно-ролевая игра, конструирование из подсобных материалов, коммуникативная деятельность);
  • 2. Совместная игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность);
  • 3. Совместная игра-моделирование (игры с правилами, моделирование, коммуникативная деятельность);
  • 4. Игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность);

2. Материальный компонент представляет собой вещный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования, определённым образом предъявленных детям. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и т.д.) для реализации опыта ребёнка. С позиции ребёнка данный компонент может рассматривать как центральный.

Материальный компонент среды может быть представлен в следующих интегрированных видах деятельности детей.

  • 1. Совместная игра-конструирование;
  • 2. Совместная игра-эксперимент;
  • 3. Совместная игра-моделирование;
  • 4. Игра-концерт.
  • 3. Организационный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной интегрированной деятельности.

Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

  • - Зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию интегрированных видов деятельности;
  • - Способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.

Пространство группового помещения можно разделить на четыре части (зоны): зона выбора и самоопределения, рабочая, активная, спокойная. При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объёму и местоположению, т.е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

Зона выбора и самоуправления. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять всё, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.

Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в котором каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОУ могут быть следующие центры:

  • - Интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктивный, соответствующие поисково-исследовательской деятельности;
  • - Социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;
  • - Художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;
  • - Игровой, соответствующий игровой деятельности;
  • - Двигательный, соответствующий двигательной деятельности;
  • - Музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;
  • - Речевой, библиотека, соответствующие восприятию художественной литературы;
  • - Уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности.

В силу своей специфики в группах созданы экологические центры как уголки природы, в которых можно организовать различные виды детской деятельности на природоведческом материале.

Рабочая зона. Её устройству уделяется особое внимание, так как в ней осуществляются непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Пространство зоны может включать: лёгкие столы (на 2-3 человека) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску, различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).

Активная зона. Предназначена для реализации активной деятельности, требующий перемещения в пространстве. Желательно, что бы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования.

Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей или для их уединения. Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван трансформер, один-два лёгких столика.

  • 4. Личностный компонент среды представляет собой совокупность субъектов (участников) интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
    • - Субъекты деятельности;
    • - Тип реализуемого взаимодействия;
    • - Характер взаимодействия;
    • - Способы взаимодействия.

Лилия Сейвач
Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе

«Предметно – развивающая среда » - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна , во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –

Рабочая зона,

Активная зона,

Спокойная зона.

Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули) .При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :

Принцип открытости и доступности;

Гибкого зонирования;

Стабильности;

Динамичности развивающей среды ;

Полифункциональности.

Все групповое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства) .

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков , то мы оборудуем группу конструкторами , кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы .

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Центр «Будь здоров» .

Задачи : Продолжать работу по укреплению здоровья : закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к различным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. В центре находятся

картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта, картотеки игр : подвижных, малой подвижности, на развитиедыхания;спортивный инвентарь.

Центр конструирования «Я строитель» .

Задачи : развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез) .

Содержит : модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц;наборы;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний ; мозаики крупные, средние , мелкие; пазлы; строительный материал : кубики, призмы, кирпичики, пластины;нетрадиционный материал : картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;

Центр сюжетной игры «Давай поиграем» .

Задачи : развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила ; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр содержит : дидактические игры : социально-нравственного характера ; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа » , «Моя семья» , «Правила поведения в группе » атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов , помогающие отобразить социальный быт : мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей) ;предметы-заместители .

Центр книги «Читаем вместе» . Задачи : Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

В центре находятся :

Детские книги по программе,

Любимые книги детей (книги по интересам) ;

Сезонная литература;

Тематические альбомы;

Портреты детских писателей;

Книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

Открытая витрина для книг, стол, стульчик;

Магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр природы.

Задачи : стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к объектам природы; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Центр содержит :

Дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

Модели строения растений;

Альбомы, фотографии,

Иллюстрации, картины;

Календари погоды и природы;

Гербарии;

Подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

Рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

живые объекты : комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;

«огород на окне» .

Центр творчества «Умелые руки» .

Задачи : Развить у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширять представление о цвете , свойствах и качествахразличных материалов; развивать моторику пальцев рук, творческое воображение, творческую фантазию.

Центр содержит :

Схемы последовательного рисования предмета ;

Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

Книжки-раскраски с образцами;

Картотека тематических книжек-раскрасок;

Альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка» , «Хохломская роспись» и др. ;

Дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

Акварельные краски,восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши,графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

Пластилин, наборы для детского творчества;

инструменты : кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

Магнитная доска;

Клеенчатые салфетки, банки, подставки;

Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Задачи : развитие первичных естественнонаучных представлений , наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;- формирование умений комплексно обследовать предмет .

Центр содержит :

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера , атласы;

Тематические альбомы;

Коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)

Материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

природный материал : камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;

утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя) ;

разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

Красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы : зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки

Половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;

Клеенчатые фартуки, тряпки;

Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

Развивающие игры.

Центр «Занимательная математика»

Задачи : развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

Центр содержит :

Блоки Дьенеша с приложениями;

Палочки Кюизенера с приложениями;

Наборы счетных палочек;

Сложи квадрат(3 степень)

«ларчик Воскобовича»

«Колумбово яйцо»

«Числа и цифры»

«Монгольская игра»

«Листик»

«Рамки Монтессори»

«Геометрическое лото»

Центр «Мир театра» . Задачи : развитие связной и выразительной речи,развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам,стихотворениям,песням, совершенствование исполнительских умений,формирование художественно- речевых исполнительских умений и развитие способности к творческому перевоплощению.

Центр содержит :

Настольный театр;

Пальчиковый театр;

Театр кукол бибабо;

Теневой театр;

Маски, шапочки животных,

Элементы костюмов;

Тактильный театр;

Театр на дисках;

Театр на ложках;

Театр варежки;

Театр мягкой игрушки;

Ширма настольная и напольная;

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе , я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Разработала игры : «Геометрическая мозаика» для развития внимания, логического мышления, смекалки. Игра «Умей действовать при пожаре» помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в сложной ситуации. Игра «Цветные капельки» расширяет представление о цвете ,развивает творческое воображение и моторику пальцев рук.

Изготовила несколько видов театра : театр на ложках, театр на дисках, театр варежки, нарисовала шапочки животных, оформила ширмы, пошила элементы костюмов.

Модель-описание

предметно-развивающей среды групповой комнаты

для детей старшего дошкольного возраста

(консультация для воспитателей)

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Для детей старшего дошкольного возраста среда раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые ребенок может освоить или отбросить. Среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена, изменчива и динамична. Дошкольнику предоставляется значительная свобода и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для модели этой группы является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центры или зоны при желании и необходимости, легко трансформируются . То есть предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.

Групповая комната представлена тремя зонами: рабочей, активной и спокойной.

Рабочая зона: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности): центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.

Активная зона (занимает самую большую площадь в группе) включает в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности.

Спокойная зона: центр книги, центр отдыха, центр природы.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Содержание уголков

Название уголка, задачи.

Компонент

Уголок «Родные просторы»: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Тематические альбомы: «Наш детский сад», «Семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность) «Наша Тамбовщина» (медицина, спорт, культура, образование), «Россия» (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы одежды и быта, искусства народов Тамбовщины, других регионов России;
- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о родном крае, России).
- традиции, обычаи, фольклор Тамбовщины, других регионов России (описания, иллюстрации);
- дидактические игры по краеведению
- флаг, гербы и другая символика городов Тамбовской области, России; Фотография президента РФ.

Мини-музей («Предметы русского быта»; «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России.

схема-подсказка «Работа в музее»

Уголок речи и грамоты: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
- материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

Предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений;
- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука.

Мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист.

Уголок природы: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы;
-гербарии;

Подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты;

Живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами;
- инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне».

Алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми. объектами;
-оценочная карта со значком-картинкой.

Книжный уголок:

освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);

Тематические альбомы;

Сезонная литература;
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки.

Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.

Материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;
- схема «Правила работы с книгой»

Уголок математики:
развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

Дидактические игры математического содержания;
- перфокарты;
- разнообразные головоломки;
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал;

Пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;
- измерительные приборы;

Оценочная карта достижений;
- пооперационные карты; - схемы.

Театральный уголок: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

Ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра:

    плоскостной;

    пальчиковый;

    стержневой;

    кукольный;

    перчаточный;

    настольный;

    напольный;

Зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;

Пиктограммы с настроением; эмоциями;
- «модели перевоплощений»

Уголок сюжетно-ролевой игры:

развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Дидактические игры социально-нравственного характера;
- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные);
-подвижная мебель на колесиках;
-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
- предметы-заместители;

Схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки».

Уголок творчества:

развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Репродукции картин, произведения графики, альбомы;
- детские энциклопедии по изодеятельности;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», и др.;
- дидактические игры для развития творческих способностей;

Цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш;
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;

Схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;
- «Что я умею», «Чему хочу научиться».

Уголок безопасности дорожного движения:

закреплять правил дорожного движения. Учить детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности .

- подборка книг (А. Северин «Три чудесных цвета», Н.В. Алешина «Санки», А. Дорохов «Влиятельная палочка», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»), иллюстрации с различными видами транспорта;

Дидактические игры («Внимание! Переходим улицу», «Разрешается -запрещается», «Найди свой домик»); «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

Картотека наблюдений («Опасные участки улиц», «Экскурсия к Волге», «Дорожные знаки»);

Картотека подвижных игр («Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», «Перейди улицу»).

Информативные плакаты из серии «Я и улица», «Мой друг -светофор»; план-схема микрорайона;

Видеофильмы, диафильмы, слайды.

- всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика;

Макет улицы, макет «Перекресток»; светофор;

Напольный коврик с разметкой улиц и дорог;

Дорожные знаки.

Схемы жестов регулировщика;

Раскраски, ребусы;

Схемы проблемных игровых ситуаций.

Физкультурный уголок
продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
- книги о спорте и ЗОЖ;
- альбомы и фотографии с известными спортсменами;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики;
- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
- рисунки детей о спорте;

Шведская стенка, маты, ковровая дорожка;
- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели, «кольцеброс» и др.)
- нетрадиционное спортивное оборудование;
- схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием;
- карты-достижения («Я сегодня научился»);
- «дневничок здоровья»;
- модель «правильного питания».

Уголок конструирования:
развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п;
- макеты города, железной дороги, улиц и т.п;
- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев»
- фото детских построек;

Наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал:
картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;
- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки-трансформеры;

Алгоритмы выполнения различных построек;
- алгоритмы работы в уголке;
-схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).

Уголок уединения:
обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

Картотека релаксационных упражнений

Мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;
- мягкие игрушки;
- телефон;
- бумага, боксерские перчатки.

Уголок музыки:
развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.

Музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
- фото, портреты известных композиторов,
- музыкальные книги, открытки;
- магнитофон или музыкальный центр;
- комплект кассет, дисков;
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
- звучащие предметы- заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки,
- микрофон;
-караоке;

Схемы-правила обращения с музыкальными инструментами.

Уголок экспериментальной деятельности « Почемучки »:

развитие первичных естественнонаучных представлений; наблюдательности, любознательности,

активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;

Материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
- природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы. .дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
- карточки-подсказки (разрешающие

Запрещающие знаки) ;

-«Что можно, что нельзя».

Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению.

Представленная модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

наташа панчилова

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка . в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь на современные представления о предметном характере деятельности , ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка . создавая в своей группе развивающую среду , я ориентируюсь на возрастные особенности детей. Восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве, поэтому я забочусь о том. Чтобы ребенок мог накопить нужные ему знания и представления. Свою работу строю так, чтобы дети накапливали знания при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, мини-походы, беседы) . Большую помощь в работе оказывает имеющаяся наглядность : разнообразные картинки, коллекции, иллюстрации, плакаты, диски, фотографии, трафареты и шаблоны. Верный помощник педагогу и детям в накоплении конкретных знаний – фланелеграф с набором разнообразных фигур. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. В нашей группе подобраны наборы различных предметов. Например, изображения стволов деревьев (различные по толщине и высоте, листья, кроны, облака, цветы и т. д. Развивающая среда в уголке по изодеятельности размещается в удобном хорошо освещенном месте. В нем имеются : фломастеры, ручки, карандаши, мелки, маркеры, линейки, ватные палочки, кисточки, различные краски, разного формата и цвета бумага, пластилин, цветное тесто для лепки, образцы работ в нетрадиционной технике. Для аппликации имеются коробочки с различными материалами : крупа, пух, перья, вата, листья, семена и т. д.

В своей группе создаю условия для эстетического восприятия и бережного отношения к окружающему миру. Во время прогулок и экскурсий обращаю внимание на окружающую действительность, использую подобранные по временам года литературные произведения детских авторов, учу видеть красоту природы в деталях, замечать природные явления, настроения.

Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной детской деятельности в группе имеются :

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

Атрибуты для театрализованной деятельности;

Настольные игры;

Детская литература и журналы;

Коллекции открыток, различных видов тканей, природного материала;

Музыкальные инструменты;

Кубанский уголок





























Публикации по теме:

Вот такие частички Солнца- есть в моей группе. Я работаю в старшей группе, и стараюсь создать все условия для развития детей. Группа разделена.

Предметно – развивающая среда для детей одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Поэтому очень важно правильно.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе. «Предметно – развивающая среда» - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Предметно-пространственная среда выполняет по отношению.

Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности.